- Тематический поиск |
|
Археологические находки Нового Завета
Основной источник - Библейский справочник Генри Геллей, там где источник другой - он указан отдельно
На данной странице представлены подробные описания археологических открытий Нового Завета. Для более краткого изучения этих открытий перейдите на эту страницу Археологи раскопали древнюю улицу в Иерусалиме
29.01.2007 Израильские ученые совершили волнующее открытие. Археологи, ведущие раскопки в городе Давида в Иерусалиме, раскопали ступенчатую улицу периода правления Ирода, относящуюся ко временам Второго Храма. Улица, протяженностью 600 метров, вела от города Давида к Храму. Похожие на магазины постройки, и ширина улицы предполагает, что речь идет о главной улице древнего города. Археологи раскопали водоотводные каналы, которые упоминаются в хрониках Иосифа Флавия. В них скрывались жители города после захвата Иерусалима римскими войсками, которые сожгли Второй Храм. В подземной системе каналов обнаружена посуда, остатки пищи, каменные орудия труда и другие предметы быта, сохранившиеся с того периода. Эти уникальные находки помогут ученным больше узнать о жизни жителей города в период Второго Храма. Цель археологических работ - полностью раскопать древнюю улицу. По оценкам специалистов, раскопки будут продолжаться, по крайней мере, в течение трех лет. В данный момент из-под слоя земли освобожден только 30-метровый отрезок улицы. http://mignews.com.ua/
Археологи считают, что обнаружили в Иордании первую христианскую церковь
Источник - www.point.Ru
Археологи, проводившие раскопки под церковью святого Георгия в Рихабе, на севере Иордании в провинции Эль-Мафрак, обнаружили пещеру, которая с полным правом может считаться самой первой христианской церковью в мире, сообщает газета Jordan Times "Нам удалось обнаружить то, что, как мы полагаем, является первой мире христианской церковью, которая была построена в период между 33 и 70 гг. н.э., - рассказывает археолог Абдул Кадер Хуссан, руководитель Центра археологических исследований города Рихаб. - У нас есть доказательства, позволяющие утверждать, что эта церковь служила укрытием для первых христиан - 70 учеников Христа". Ранние христиане, насколько можно судить из мозаики на полу церкви святого Георгия, именовали себя "семьюдесятью возлюбленными Господом". Хуссан предполагает, что, преследуемые римскими властями, они бежали из Иерусалима в северную часть Иордании. Согласно древним источникам, первые 70 учеников Христа проводили свои религиозные обряды в подземной церкви, которая одновременно была для них и жильем. Ученый считает, что община пряталась от преследований римских властей до тех пор, пока гонения не ослабли. После чего они начали строительство настоящего храма - церкви святого Георгия. Церковь святого Георгия, возведенная в 230 году н.э., считается древнейшей "правильной" церковью в мире. Этот ее статус может оспорить лишь найденная в 1998 году церковь в Акабе, которая тоже датируется III веком н.э. Именно находки, сделанные на соседствующем с пещерой кладбище, позволили утверждать, что члены общины первых христиан и их потомки жили в этом районе до последних дней римского правления. Пещера, как считают археологи, была поделена на две части: жилую и молитвенную, в которой устроены подобия сидений для священнослужителей, апсида и алтарь. Найден также глубокий тоннель, который, по-видимому, вел к источнику воды. Историкам церкви известна подобная пещера: ее обнаружили в Салониках.
Могила Ирода обнаружена под Иерусалимом
Источник - isra.com - Израильские новости.
Как заявил 7 мая 2007 года на пресс-конференции профессор Эхуд Нецер из Еврейского университета в Иерусалиме (Hebrew University), в окрестностях Иерусалима обнаружена могила царя Ирода. Таким образом, раскрыта самая большая тайна, занимавшая умы израильских археологов. Профессор Нецер считается самым большим в Израиле специалистом по эпохе Ирода (правил в 40 - 4 году до н.э.). Нецер ведет раскопки в Иродионе около Иерусалима с 1972 года. 7 мая на пресс-конференции, проходившей в университете, профессор обнародовал данные о самой могиле и ее точном местонахождении. Ирод I или, как его еще называют, Ирод Великий, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи, получил иудейский престол по решению римского сената. В 37 году до н. э. он захватил Иерусалим. Ирод казнил 45 членов Синедриона, сторонников партии Хасмонеев и оставил ему только функции религиозного суда. Ирод I присвоил себе право назначать первосвященников. Он расширил и украсил Второй Храм, восстановил из руин несколько городов, включая Себастию и Кесарию, а также крепость Массаду. Евреи не приняли Ирода, насаждавшего языческие обычаи. После заговора, устроенного партией зелотов, Ирод превратился в деспота, беспощадно подавлявшего любое сопротивление. Его жертвой стали даже его жена Мариамна, дочь первосвященника Гиркана II и сын Антипатр. Умер Ирод в 4 году до н.э. в Иерихоне после тяжелой продолжительной болезни. Большинство исследователей, основываясь на сочинениях историка Иосифа Бен-Матитиягу (или Иосифа Флавия в римской традиции) полагали, что Ирод похоронен в Иродионе. Но до сих пор могила царя, несмотря на продолжающиеся десятилетиями поиски, не была найдена. Ирод Великий выбрал местом своего погребения Иродион потому, что в этом районе произошло два весьма значимых для его семьи драматических события. В 43 году до н.э. Ирод, тогда еще наместник Галилеи, был вынужден вместе с близкими бежать из Иерусалима, взятого в осаду персами. Около Иродиона колесница, в которой находилась мать Ирода, перевернулась. С будущим царем приключилась истерика. Ирод успокоился лишь, когда выяснилось, что мать почти не пострадала. Вскоре после этого персы настигли его отряд, но в бою воины Ирода разбили вражеское войско. Найдена могила самого жестокого царя
Иудейский царь Ирод, чье имя стало синонимом злодеяния, почти четверть века не давал покоя израильским археологам. Заявление ученых, что могила Ирода, наконец, найдена, стало сенсацией. Рукотворный холм в окрестностях Хеврона - место, полное исторических загадок. Руины византийского монастыря у подножия и причудливые останки царского дворца, будто утопленные в вершину холма. Это воплощение фантазии Ирода Великого - того, кому евангелист Матфей приписывает чудовищную историю избиения младенцев, благо от его дворца до Вифлеема лишь час конного пути. Творение архитектурного гения царя Ирода фантастично. 2000 лет назад так никто не строил ни в Риме, ни в провинциях, да и сейчас мало кто может создать что-либо подобное. Поэтому не мудрено, что его могила оказалась в рукотворном, построенном им кургане. Точнее даже в вулкане, в кратере которого располагался его летний дворец. Правда, для того чтобы найти эту таинственную гробницу, археологам потребовалась четверть столетия. Когда корифей израильской археологической школы Эхуд Нацер сообщил о сенсационной находке, университетский зал сената взорвался аплодисментами. - Мы искали эту гробницу с 1972 года у подножия холма, на его вершине - все тщетно. Но вот за выемкой в стене мы обнаружили обломки саркофага роскошного красного камня и поняли, что это могила Ирода, - заявил профессор Иерусалимского университета, доктор археологии Эхуд Нацер. И помещение мавзолея, и сам саркофаг были разрушены так, что становилось ясно: здесь хозяйничали не коллеги Лары Крофт, расхитительницы гробниц, а те, кто хотел свести счеты с Иродом, пусть даже после смерти. - Судя по сколам, по фрагментарности осколков, возникло ощущение, что здание рушили преднамеренно и с большим энтузиазмом, - отметил Шмуэль Гасанов, участник археологической экспедиции. 36 лет царствования Ирода отмечены кровавым шлейфом казней и убийств. Историки так и не сошлись в том, сколько именно невинных людей истребил жестокий царь - погрешность восходит к десяткам тысяч. Он умертвил 45 членов синедриона, родного сына Антипатра, заподозренного в нелояльности, любимую жену Мириам. Обезумев перед смертью, практически сгнивая заживо, он приказал в минуту своей кончины убить сотни членов знатных иудейских семей, чтобы плач стоял в каждом доме. Великого строителя и злодея ненавидели так, что его останки не сберег тайный мавзолей во чреве холма.
Каменоломня времён Ирода
С именем Ирода связана и еще одна недавняя находка. В сентябре 2007 года в окрестностях Иерусалима археологами была обнаружена древняя каменоломня, появившаяся еще во времена правления Ирода Великого. Это открытие было сделано практически случайно: исследователи наткнулись на каменоломню во время раскопок на месте, где планировалось построить школу. Примерно датировать каменоломню удалось благодаря найденным здесь монетам и фрагментам керамической посуды. Неожиданным «подарком» стал железный лом. Видимо, загнав инструмент в скалу под неправильным углом, каменщики не смогли извлечь его обратно. Теперь можно с уверенностью утверждать, что именно отсюда привозили восьмиметровые каменные блоки, шедшие на строительство храма в Иерусалиме. Благодаря этому открытию наконец-то известно, где добывались известняковые плиты для строительства Второго храма. Крепость Махерон
К востоку от Мертвого моря, на бывших землях Моава располагалась древняя Иудейская крепость Махерон, по-арабски, Эль-Машнак, что переводится как Висячий дворец. «Сама крепость образована была скалистым холмом, поднимающимся на чрезвычайную высоту и потому трудно досягаемом, но природа еще позаботилась о том, чтобы он был недоступен. Со всех сторон холм окружен невероятной глубины пропастями, так что переход через них практически невозможен. Западная горная впадина простирается на 60 стадий и доходит до Асфальтового озера, и как раз на этой же стороне Махерон достигает наибольшей высоты. Северная и южная впадины хотя и уступают в длине только что упомянутой, но тоже делают невозможным нападение на крепость. Что касается восточной, то она имеет не менее 100 локтей глубины, но примыкает к горе, противоположной Махерону». Эта крепость была построена иудейским царем Александром (103-76 гг. до Р. Хр.) из династии Хасмонеев, увидевшим замечательное в стратегическом значении место. Спустя почти сто лет царь Ирод Великий вершину горы окружил стеной и построил по углам башни, а в центре воздвиг прекраснейший дворец, имевший множество роскошно убранных покоев. Кроме того, в крепости по приказу царя были построены специальные цистерны для сбора воды на случай длительной осады и собраны большие запасы стрел. Не раз древняя крепость выдерживала вражеские осады и штурмы. Но в историю она вошла не как неприступная крепость, замечательная в военном отношении, а как тюрьма, как символ страха царя перед величайшим пророком. Проповедь Иоанна Крестителя, клеймящая отвратительные грехи сановников и священников Израиля, а также самого царя, внушала ужас Ироду Антипе (не путать с Иродом Великим, который ответственен за убиение младенцев) и его незаконной жене Иродиаде. Царь боялся его проповеди, но не менее страшился он и отдать приказ убить пророка, ибо чувствовал необъяснимое почтение перед этим беззащитным и в то же время очень грозным человеком, нередко даже беседуя и советуясь с ним. И тогда, не сумев разрешить этих противоречий, царь повелевает заточить Иоанна в неприступную крепость Махерон. Он думал, что с помощью мощных стен и башен сумеет заглушить пламенные речи пророка, а также собственную свою совесть. Сегодня у вершины этой горы видно довольно большое углубление, из которого узкими коридорами можно попасть в пещеру, которая служит убежищем от непогоды пастухам. «Стены пещеры имеют явно искусственное происхождение, очевидно, она была некогда подземельем замка. Здесь, в этой угрюмой темнице и содержали Иоанна Крестителя после ареста». Но, даже находясь в столь страшных условиях, Предтеча не был сломлен. И только казнь заставила его умолкнуть. Однако, слова пророка, воспоминания о его безупречной жизни, честности и верности Богу продолжали жить и после казни. Даже иудейский историк Иосиф Флавий, противник христианства, с большим уважением пишет об этом человеке, передавая в своей весьма точной хронике общественное мнение иудеев об Иоанне Крестителе: «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войск Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях, учил Иоанн, омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» Перепись Квириния (Лк. 2:2). Найдены записи на пергаменте, подтверждающие написанное в Лк. 2:2, что это была именно «первая перепись», это рассеивает всякие сомнения и разногласия относительно исторических данных. Это была перепись населения Римской империи. Римские исторические документы относят перепись Квириния к 7 г. по Р. X., то есть на 10 - 12 лет после рождения Иисуса. Эта историческая неувязка долгое время беспокоила богословов. Но в последние годы были найдены древние свидетельства, из которых стало ясно, что Квириний был правителем Сирии ДВАЖДЫ. Лука намеренно подчеркивает, что это была «первая перепись». Ученым также стало известно, что для проведения переписи каждый человек должен был вернуться в свой родной город. Таким образом, находки археологов продолжают приносить все новые и новые доказательства достоверности исторической библейской информации, точной вплоть до мельчайших деталей. <И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными?
Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле,
и Которого происхождение из начала, от дней вечных> (Мих. 5:2).
Итак, согласно пророчеству, Иисусу Христу надлежало родиться в Вифлееме. А между тем Иосиф и Мария проживали в Назарете, в 160 км от Вифлеема. И вот, император Август повелевает сделать перепись населения, которая <была первая в правление Квириния Сириею> (Лк. 2:2). На протяжении долгого времени в советских учебниках указывалось, что данной переписи история не знает, что Квириний был правителем Сирии в более позднее время, а также высмеивалось Библейское сообщение о том, что представители тех или иных израильских колен должны были идти для переписи в город своего колена. Они опирались на Иосифа Флавия, в чьих трудах хотя и говорилось о Квиринии, как о наместнике Сирии, а так же о переписи, но говорилось и о том, что перепись эта имела место только в 6-7 году по Р. Хр., то есть, через 10 лет после смерти Ирода. Согласно же Евангелию, Христос родился в царствование Ирода. 1. <Возможно ли, что евангелист Лука допустил ошибку? Долгое время считалось, что он действительно заблуждался. И лишь когда в Антиохии обнаружили фрагмент римского текста, стал известен удивительный факт, что Квириний успел побывать в Сирии еще прежде, по поручению императора Августа в период проконсульства Сатурния. В тот раз поручение кесаря было сугубо военным. Квириний возглавил кампанию против гомонаденсов - племени, обитавшего в горах Тавра в Малой Азии. Между 10 и 7 гг. до Р. Хр. в Сирии находились резиденция и штаб этого военачальника>). 2. Итак, Квириний действительно существовал как историческое лицо и был правителем Сирии около 6-7 гг. до. Р. Хр., т. е. времени рождения Иисуса Христа. Но была ли в это время перепись населения в Римской империи? Оказывается, как было установлено, действительно была, и евангелист Лука <имел в виду ту перепись, которую император провел в 8 году до Р. Хр. Правда она распространялась только на лиц, имевших римское гражданство; но, по данным Тацита, Август вслед за тем начал учет всего населения в провинциях и в государствах-сателлитах. К последним принадлежала и Иудея. Ирод, будучи вассальным монархом, обязан был сам позаботиться о выполнении воли своего государя>). Здесь стоит подчеркнуть точность и скрупулезность евангелиста Луки, как историка, ибо он сообщает: <Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею> (Лк. 2:2), подчеркивая тем самым, что при этом наместнике перепись была не одна. И это действительно так. Первая из них относится ко времени рождения Христа (6-8 гг. до Р. Хр.), а вторая, о которой повествует Иосиф Флавий, имела место в 6 году по Р. Хр. 3. Нашло сегодня полное историческое подтверждение и сообщение Луки о том, что для переписи было необходимо идти <в свой город> (Лк. 2:3). Так в одном из папирусов, содержащих римский указ, сказано: <Гай Вибий Максим, правитель Египта, повелевает: поскольку мы намерены провести ценз, необходимо приказать всем, кто по какой-либо причине живет вне дома, вернуться в их собственные округа, чтобы пройти перепись обычным порядком>. Другой папирус называет имена Тиберия, Клавдия и Августа, и подтверждает повествование Луки, что для выплаты налогов подданный должен был возвращаться с семьей на родину (Р. Бойд, Курганы. Гробницы. Сокровища., Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, с. 246). Долгое время указанное место в Евангелии от Луки, повествующее о переписи, считалось грубой исторической ошибкой, но с течением времени оно стало блестящим свидетельством точности евангельских сообщений. Жертвенник неведомому Богу
"проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник,
на котором написано: <неведомому Богу>.
Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам" (Деян. 17:23).
Это сообщение об алтаре, посвященном неведомому Богу, на протяжении длительного времени не находило объяснения даже в теологических кругах, не говоря уже об атеистах, высмеивающих столь нелепое с их точки зрения сообщение Писания. Наличие алтарей Зевса, Афродиты или пусть даже Исиды, Митры было вполне понятным и объяснимым, но чтобы существовал алтарь Неведомого Бога - это выглядело странным и невозможным. Но вот <в 1908-1909 гг. немецкая археологическая экспедиция под руководством В. Дерпфельда нашла алтарь, на котором была вырезана надпись: ><Неведомому Богу Капитон приносит дары>. Найден он в Пергаме, и это открытие доказывает, что автор Деяний не выдумал культ <Неведомого Бога> (И. А. Крывелев, Раскопки в <библейских> странах, М., Советская Россия, 1965, с. 225). Синагога в Капернауме (Мк. 1:21; Лк. 7:1,5). Раскопаны руины синагоги, предполагают, что это была именно та синагога, в которой учил Иисус. Об этом повествуется также в Мф. 8:5-13. Сотник был римским офицером, под командой которого находилось 100 солдат. Палестина была в то время под контролем Рима уже около 100 лет. Римские офицеры в большинстве случаев были людьми грубыми и презираемыми. Но были среди них и хорошие, добрые люди, на которых оказала влияние религия Израиля. Первым христианином из язычников, принятым в церковь, был сотник, по имени Корнилий (Деян. 10). Этот сотник построил еврейскому народу в Капернауме синагогу (Лк. 7:5). В этой синагоге часто учил Сам Иисус; там же Он исцелил бесноватого (Мк. 1:21-23). В 1905г. немецкая экспедиция обнаружила остатки синагоги, которая по всем признакам была построена а IV в. по Р. X., а внизу, под этой синагогой, была обнаружена еще одна, древняя синагога, которая, как полагают, была именно той, в которой учил Иисус (Мк. 1:21; Лк. 7:5). У ее западной стены имеются каменные сиденья, на которых сидели книжники и фарисеи. Кафедра находилась на северном конце стены. Таким образом, можем видеть, возможно, то самое место, где стоял Господь. Последняя вечеря (Мтф. 26:17-19). Найдена «Чаша из Антиохии», относительно которой думают, что это та самая чаша, которую использовал Иисус на последней вечере. Об этом также повествуется в Мк. 14:12-25; Лк. 22:7-38; Ин. 13-14. Это была ночь перед Его страданиями. Здесь было два ужина: пасхальный ужин и вечеря Господня. Лука говорит о двух чашах (Мф. 22:17-20). Матфей, Марк и Лука упоминают оба ужина. Иоанн говорит только о пасхальном. На протяжении четырнадцати столетий праздник Пасхи указывал на приход пасхального агнца. Иисус ел пасху, которую позже заменила вечеря Господня, а после этого Он был убит Сам, как пасхальный агнец. Иисус умирал на кресте в тот же самый день, когда закалывали пасхальных агнцев в храме. Праздник Пасхи сослужил свою службу и теперь уступил место новому установлению - вечери воспоминания, которая соблюдается в память любви к Иисусу и будет соблюдаться до Его возвращения (1Кор. 11:26). Праздник Пасхи символически указывает на прошлое - избавление от египетского рабства, и на будущее - пришествие Мессии. Новое установление, вечеря Господня, указывает на прошлое, то есть на Его смерть, и на будущее - Его возвращение во славе. Порядок событий во время вечери Господней не совсем ясен. Матфей и Марк располагают его по времени после ухода Иуды. Лука как будто указывает, что Иуда присутствовал там. Иоанн вначале описывает спор между учениками. Лука помещает его после вечери. Авторы, вероятно, руководствовались другими соображениями, а не хронологическим порядком событий. Вероятно, фактические события протекали в следующем порядке: 1. Их спор о том, кто больше. Иисус омывает им ноги. Чаша. В 1910г., в руинах кафедрального собора в Антиохии, была найдена чаша, содержавшая внутреннюю чашу, которая, по мнению осведомленных в этой области ученых, могла быть именно той чашей, которой пользовался Иисус в ту памятную, святую ночь. Внутренняя чаша сделана из простого гладкого серебра, внешняя чаша - из серебра с искусной резьбой, изображающей двенадцать фигур: Христа и апостолов. Внешняя чаша была сделана, вероятно, для того, чтобы хранить в ней внутреннюю, как святыню, более древнюю и важную, чем она сама. Рисунок и мастерство отделки чаши указывают на I в. Считают, что вечеря Господня, скорее всего, происходила в доме матери Марка. Марк часто посещал Антиохию. После падения Иерусалима Антиохия стала основным центром христианства. Поэтому совершенно естественно предположить, что эта чаша, безмерно дорогая для христиан, хранилась в Антиохии, и когда Антиохийская церковь была разрушена, чаша оставалась погребенной среди руин до тех пор, пока ее не нашли археологи. Сейчас ее владельцем является Фахим Кучакжи из Нью-Йорка, с разрешения которого и была сделана данная фотография. Место распятия (Мк. 15:22). Многие уверены, что оно точно установлено. Христос был распят «недалеко от города» (Ин. 19:17,20; Евр. 13:12), на месте, называемым «Лобное» (Мф. 27:33; Мк. 15:22; Лк. 23:33; Ин. 19:17). «Калвария» по-латински означает «Голгофа», я по-древнееврейски - «череп». Возле Иерусалима есть единственное место, носившее раньше и в настоящее время название «Холм черепа». Оно находится за северной стеной, вблизи Дамасских ворот. Это каменистая возвышенность, около 9 м высоты, находящаяся немного выше «Пещеры Иеремии» и имеющая поразительное сходство с человеческим черепом. Традиционное место распятия находится в храме Гроба Господня, внутри стены. Большинство современных археологов считают, что стена, существующая в настоящее время, была той самой стеной и во время Иисуса Христа. Поэтому действительным местом распятия Христа является «Холм черепа». Гробница Иисуса (Ин. 19:41). Найдена гробница, которая соответствует всем деталям, описанным в Священном Писании. «На том месте, где Он был распят, был сад, а в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен». Это означает, что гробница, в которую был положен Христос, находилась вблизи места Его распятия (см. комментарий на Мк. 15:21-41). Генерал Кристиан Гордон в 1881 г. нашел «сад» на западной стороне подножия холма Череп. Он послал группу солдат для раскопок, и они под слоем мусора в 1,5 м нашли гробницу римских времен, высеченную в скале, со рвом с лицевой стороны, по которому к двери прикатывали камень. Гробница представляет собой комнату в 4 м длины, 3 м ширины и 2 м высоты. При входе справа два погребальных места: одно у передней стены, а другое у западной, согласно схеме 60. Они немного ниже пола, с низкой, разделяющей их перегородкой. Переднее место, очевидно, никогда не было использовано. Судя по признакам, дальнее место было занято, но там не осталось следов разложения трупа. Сама гробница достаточно просторная, чтобы вместить группу женщин и двух ангелов, которым было достаточно места для сидения у головы и ног (Мк. 16:5; Ин. 20:12). Окно было справа от двери и освещало занятое место. Каждая деталь соответствует библейскому описанию. Дальше, согласно Евсевию, римский император Адриан во время преследований им христиан в 135 г. соорудил храм Венеры над гробницей, где был похоронен Христос. Константин, первый христианский император, в 330 г. разрушил этот храм Венеры. Генерал Гордон, освободив гробницу от мусора, нашел камень от храма Венеры. Он также нашел следы постройки, сооруженной над гробницей. Над входом в нее, в стене, видны две ниши, характерные для храмов Венеры. Дальше, в склепе, примыкающем к гробнице, была найдена надгробная надпись: «Похоронен возле своего Господа». В свете всех данных, создается весьма убедительное мнение, что «садовый гроб» является подлинным местом, где был похоронен Христос, и оттуда Он вышел ЖИВЫМ. Таким образом, для христианства это место является святейшим местом на земле, откуда пришли уверенность о жизни вечной. Семь Церквей Откровения
(Отк. 2, 3). Раскопки освещают некоторые из этих утверждений. Ефес, Смирна, Пергам, Фиатир, Сардис, Филадельфия и Лаодикия. Эти 7 городов, соединенных большим треугольником широких дорог, названы в географическом порядке, начиная от Ефеса, потом, двигаясь на протяжении 160 км на север к Пергаму и оттуда на юго-восток, к Лаодикии, которая расположена примерно в 160 км от Ефеса. «Асия» (Отк. 1:4) была римской провинцией в западной части то-го, что мы сейчас знаем под названием Малой Азии; теперь эта территория является частью Турции. Ее главным городом был Ефес. Основным политическим центром был Пергам. В «Асии» было много церквей. Упомянутые выше были названы «семью церквами». Каждая из них была центральной в своем городе. Они были главными городами, находящимися под пасторским попечением ап. Иоанна в той области. Ефес является единственным городом, фигурирующим в другом месте истории Нового Завета. Фиатир упомянут как родина Лидии (Деян. 16:14). В Лаодикию было послано письмо от ап. Павла (Кол. 4:13-16), которое впоследствии было утеряно. Об остальных четырех церквах ничего не сказано в Новом Завете. Вероятно, они были как бы филиалами Ефесской церкви, где трудился ап. Павел. Силоамская купель. Установлено место её нахождения.
Археологи установили местонахождение священной для христиан Силоамской купели. В Евангелии от Иоанна Христос направил слепого умыться в этом месте, и тот прозрел. До сих пор было известно, где находится вторая Силоамская купель, построенная в IV веке нашей эры византийцами в память о новозаветной, но теперь точно установлено место древнейшей. Большой бассейн в Силоаме получал воду из так называемого тоннеля Иезекии, многометрового сооружения для снабжения города питьевой водой, построенного во время осады Иерусалима ассирийцами. Посещавшие Иерусалим паломники должны были совершать омовение в этой купели. Осенью 2004 г. бригада рабочих начала починку канализационной трубы в Старом городе. Довольно быстро были найдены две длинные ступени. На место были вызваны археологи из Управления древностями, которые начали систематические раскопки. Вскоре удалось обнаружить часть большого бассейна длиной около 68 метров. В оштукатуренных стенах были найдены монеты, которые датируются началом I века до нашей эры.
Библия и Наука
- библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события. Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов. |