- Тематический поиск |
|
Архелогические находки Ветхого Завета. Часть 1
Основной источник - "Библейский справочник" Генри Геллей, там где источник другой, он указан отдельно. Для просмотра краткой версии Археологических открытий Ветхого Завета перейдите на эту страницу. Письменность Современные критики развили теорию, что письменность не была известна во время Моисея, и поэтому ранние книги Ветхого Завета были написаны после того, как произошли события, описанные в них. Они, мол, являются только легендами, основанными на устной традиции. Эта теория широко распространена в некоторых интеллектуальных кругах и является наиболее коварной атакой, когда-либо совершенной на историческую достоверность Библии. Но теперь, слава Богу, на протяжении прошлого столетия были найдены сотни и тысячи книг в раскопках археологов, написанных на глине и каменных плитах, датированных столетиями и даже тысячелетиями до Моисея, показывающих, что даже наиболее ранние описания событий в Библии могли быть записаны писателями того времени. Евфратская долина Междуречье Тигра и Евфрата является местом жительства ранних жителей земли, и с этого места берет свое начало библейская история. В настоящее время эта долина покрыта холмами с руинами древних городов, включая первые города, когда-либо построенные в мире. Эти города были построены из кирпича. Мусор выбрасывался на улицу или за городскую стену. Если дома восстанавливались, то их поднимали до уровня улиц, А когда города разрушались войной и затем отстраивались, то они строились на руинах старых домов и городов. Так как постройки были кирпичными, то спрессованный временем мусор был прочным основанием для новых построек. Поэтому новые города сохраняли под собой обломки и вещи предыдущих жителей. Таким образом, насыпь росла все выше и выше, один город строился над другим. Когда жители этих городов по разным причинам оставляли свои местожительства, то климатические воздействия разрушали кирпич и смешивали его со слоем земли. Затем эти города покрывались слоем песка и таким образом хранили в себе тайны прошлых цивилизаций и людей, которые жили в этих городах. Некоторые из таких холмов, высотой в 30 м, в настоящее время скрывают более 20 городов. Каждый город является новым пластом своего времени и содержит в себе вещи домашнего обихода: горшки, мусор, записи и другие различные вещи людей того времени. Раскапывая эти холмы и руины, в наше время археологи дошли до первых слоев этих городов, и нашли замечательные доказательства, которые подтверждают, дополняют и иллюстрируют библейскую историю. Начало интереса к археологии Клавдий Джеймс Рич, представитель Британской Восточно-Индийской компании, проживающий в Багдаде, в 80 км на северо-восток от места древнего Вавилона, обратил внимание на надписи на кирпичах, которые принес ему его сотрудник по службе, посетивший то место в 1811г. Он провел там 10 дней в поисках и расследовании многих курганов, на месте которых когда-то стоял древний Вавилон. С помощью местных жителей он сделал раскопки курганов и в них обнаружил несколько табличек с надписями, которые взял с собой в Багдад. В 1820 г. он посетил Мосул, где провел 4 месяца, делая зарисовки курганов за рекой, предполагая, что это были руины Ниневии. Он также собирал там таблички с надписями, которые ни он, ни кто другой не могли прочитать. Поль Эмиль Ботта, французский консул в Мосуле, так же начал раскопки в этих курганах в 1842 г. и в течение следующих десяти лет раскопал величественный дворец Саргона в Хорсабаде. Сэр Астон Генри Лейярд, англичанин, прозванный «отцом ассирологии», обнаружил в 1845 - 1851 гг. в Ниневии и Калахе (Кальху) руины дворцов пяти ассирийских царей, имена которых упоминаются в Библии, и большую библиотеку Ашшурбанипала, состоящую из 100 000 томов. С тех пор десятки экспедиций: британских, французских, немецких и американских - производили раскопки в различных курганных руинах в междуречье Тигра и Евфрата. Они обнаружили сотни и тысячи табличек с надписями и много памятников, созданных в ранние дни человеческой истории. Работа эта продолжается по настоящее время, и постоянный поток древних надписей продолжает поступать в крупнейшие музеи мира. Эти надписи были сделаны на языке, давно вышедшем из употребления и забытом. Но эти находки были так важны, что ученые весьма заинтересовались их расшифровкой. Письменность Почти до нашего времени существовало понятие, что письменность не была известной в ранние дни ветхозаветной истории. Убеждение это было одним из оснований новейшей критической теории, что некоторые книги Ветхого Завета были написаны гораздо позже событий и сохранили только устную традицию. Но теперь лопата археологов доказала, что ПИСЬМЕННЫЕ свидетельства о важных событиях существуют с начала истории, Допотопные записи Такие записи были найдены в руинах Ура, Киша и Фары. Допотопный источник письменности Берос говорит о предании, что Ксисутр, вавилонский Ной, перед потопом закопал в Сиппаре Священные Писания на обожженных глиняных табличках, которые позже откопал. Среди евреев и арабов существует предание, что Енох изобрел письменность и после себя оставил несколько книг. Один из вавилонских царей писал, что «он любил читать писания допотопного времени». Ашшурбанипал, основатель большой библиотеки в Ниневии, допускал, что «эти писания были допотопными». Допотопные книги В раскопках найдены некоторые допотопные писания. Доктором Лэнгдоном в Кише, под потопными осадками найдена пиктографическая табличка. Доктором Шмидтом около Фары, под потопным слоем найдены печати. Доктор Вулли обнаружил допотопные печати в Уре. Эти печати были самыми ранними формами письменности, представляющими имя владельца, доказывающими принадлежность, и употреблялись для подписи писем, договоров, расписок и других документов. Каждый человек имел свою собственную печать. Печати эти искусно вырезывались пилами или буравами из маленьких кусочков дерева, камня или металла. Они накладывались на глиняные таблички, когда глина еще не была обожженной. Обширные библиотеки до Авраама Такие были найдены в руинах Ура, Ниппура, Лагаша и Сиппара. Лагаш Иногда называемый Телло, Ширпурла. Находится в 80 км на север от Ура. Столица одного из первых царей после потопа. Раскопанный Сарзеком в 1877 - 1901 гг. Центр большой библиотеки. Здесь найдено гораздо больше надписей, чем в других местах. Ниппур Другие названия: Нуффар, Хальне. Расположен в 80 км на юго-восток от Вавилона. Один из городов Нимрода. Раскопан экспедицией Пенсильванского университета, под руководством Питерса, Гайнса и Хильпрехта, между 1888 и 1900 гг. В раскопках обнаружено 50 000 табличек с надписями третьего тысячелетия до Р. X. Среди них была библиотека в 20 000 томов, царские архивы, школьные пособия в виде цилиндров, поставленных на вращающиеся подставки, словари, энциклопедии, полные своды законов, научные, религиозные и литературные труды. Самый древний исторический документ (запись современных событий), написанный вскоре после потопа, нашел в 1923 г. Вулли, в Обейде, вблизи Ура. Книги, написанные до Авраама Ранние центры населения после потопа были в Вавилонии около Киша, Эреха, Лагаша, Аккада, Ура, Вавилона, Эриду, Ниппура, Ларсы и Фары. В руинах этих городов найдены тысячи книг, написанных на камне и глиняных табличках задолго до Авраама. Эта надпись считается "Старейшим историческим документом", когда-либо найденным. В раскопках было обнаружено и много других древних табличек, но эта считается древнейшим письменным свидетельством о современном ему событии. Она служит границей между "историческим" и "доисторическим" периодами. На илл. 5 "семейный портрет". На нем изображен царь Лагаш, его сыновья и слуги, дед Эаннатум, с поясняющими надписями. На илл. 6 стела Ен-гедуанны, дочери Саргона, с надписью о том, что она была жрицей богини луны в Уре. На илл. 7 "Стела коршунов" Еаннатума. Эта плита найдена в Лагаше Сарзеком. Хранится в Луврском музее, в Париже. На плите описаны победы над еламитами и методы сражения - клинообразное построение воинов с копьями, щитами и шлемами. На илл. 8 стела Ур-Наммура. Эта плита сделана из известняка. Ее размер: 3 м высотой и 1,5 м шириной. Ее обнаружили на полу в Зале Правосудия, в Уре, Теперь хранится в Пенсильванском университетском музее. Эта плита описывает постройку зиккурата, когда Ур был на высоте своей славы. Называется она еще "Стелой с летающими ангелами", потому что над головой царя изображены летающие ангелы. Все это имеет отношение к человеческому участию в авторстве ранних книг Библии. Из этого мы видим, что практика записи важных событий была общепринятым явлением от самого начала истории, что еще раз убеждает нас в том, что ранние события, упоминаемые в книге Бытия, были записаны в документах того времени. Эго дает нам повод думать, что с самого начала Бог сформировал ядро Своего Слова и заботился о его развитии и передаче из поколения в поколение. Книги и библиотеки в древнем Вавилоне Вавилония в свое время была колыбелью человеческой расы, местом Едемского сада, началом библейской истории, центром потопа, местом жительства Адама, Ноя и Авраама. Ее ранняя история весьма интересна для исследователя Библии. Вавилония была расположена при устье рек Евфрата и Тигра, которое было 400 км длиной и 80 км шириной. Почва здесь была сформирована из наносных осадков этих двух рек, осушенных болот и поэтому была очень плодородной. Эта территория веками была центром густого заселения. В настоящее время большая часть ее составляет необитаемую пустыню. Династическая призма Уэльда
Это самый древний очерк мировой истории, написанный за 100 лет до Авраама, найден в 1923 г. в Ларсе экспедицией Уэльда-Бландела. Призма Уэльда является первым известным очерком всемирной истории, написанным в 2170 г. до Р. X. писцом Нур-Нин-субур. В ней отмечаются имена царей от начала человеческой расы до его времени, включая 10 долгоживущих допотопных царей. Призма сделана из обожженной глины и сохранилась в хорошем состоянии. Она была обнаружена экспедицией Уэльда-Бландела в 1922 г. около Ларса, в нескольких километрах от Ура. В настоящее время хранится в Ашмолеанском музее, в Оксфорде. Она была сделана за 100 лет до Авраама, лишь в нескольких километрах от его дома. Аккад Один из городов Нимрода (Быт. 10:10), назывался также «Сиппар», что означает «город книги»; это показывает, что он был известен как библиотечный центр Иногда называемый Сиппар, Агад, Абу Хабба. Один из городов Нимрода (Быт. 10:10). Столица восьмого допотопного царя. Столица империя Саргона, расположенная в 50 км на северо-запад от Вавилона. Здесь в свое время Хаммурапи издал свои законы. «Сиппар» - одно из его имен и означает «город книги», и это доказывает, что город славился своими библиотеками. Предание говорит, что перед потопом здесь были зарыты Священные Писания, которые впоследствии были откопаны. Его руины были раскопаны в 1881 г. Рассамом и в 1894 г. Шейлом. Было найдено 60 000 табличек с надписями, и среди них целая библиотека в 30 000 табличек. Джемдет-Наср Допотопный город, в 40 км на северо-восток от Вавилона. Разрушенный огнем, приблизительно в 3500 г. до Р. X. Раскопан в 1926 г. экспедицией Музея Фильда Оксфордского университета. Здесь д-р Лэнгдон обнаружил пиктографические надписи, указывающие на первоначальный монотеизм. Кодекс законов Хаммурапи Этот кодекс, выгравированный во дни Авраама на большом камне и установленный вначале в Вавилоне, был найден в 1902 г. французской экспедицией в Сузах. Этот кодекс считается одной из важнейших археологических находок, когда-либо открытых. Вавилонский царь Хаммурапи жил около 2000 г. до Р. X. и был современником Авраама. Он обычно отождествляется ассириологами с «Амрафелем» из Быт. 14, одним из князей, за которым гнался Авраам, выручая Лота. Его писцы собрали и составили свод законов его царства, записали их на камне и распространили по всем главным городам. Один из камней со сводом законов, собранных в Вавилоне, был найден в 1902 г. в руинах города Сузы французской экспедицией, под руководством М. Ж. де Моргана. Эта находка хранится теперь в Луврском музее, в Париже. Это весьма хорошо отшлифованный черный диоритский камень, в два с половиной метра высотой, полметра шириной и полметра толщиной, немного овальный по форме, искусно вырезанный со всех сторон, и на нем выбиты клинообразные письмена на семито-вавилонском языке. Он содержит в себе около 4000 строчек, равняющихся по вместительности одной, среднего размера, книге Библии. Это самая длинная когда-либо найденная клинообразная запись. Она изображает Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца Шамаша, относящиеся к богослужению, правосудию, податям, заработкам, процентам, займам, диспутам, имуществу, браку, товариществу, государственной работе, постройке и управлению каналами, регулированию пассажирским и товарным движением на каналах, управлению караванами, международной торговлей и многим другим. Эта книга - не копия, но оригинальный автограф, высеченный на камне во дни Авраама. Своим наличием в наши дни она свидетельствует не только о хорошо развитой системе юриспруденции, но подтверждает тот факт, что даже в такое раннее время, как дни Авраама, литературное искусство достигло такого высокого уровня. Школьная комната дней Авраама Была найдена в Уре, со всевозможными табличками с упражнениями по математике, грамматике, истории и медицине. Возможно, что это та самая школа, где учился Авраам. Заметьте, что все упомянутые места, где были найдены первые записи: Ур, Киш, Фара, Ниппур. Лагаш, Сиппар, Ларс и Сузы - все эти города расположены в окрестностях Едемского сада. Египет В Египте найдены тысячи надписей, написанных за тысячу лет до Моисея. Письменность в Египте В свою экспедицию в Египет в 1798 г. Наполеон взял с собой около сотни ученых. Они привезли с собой отчеты своих исследований, которые заинтересовали других ученых. Англичанин Д. Г. Уилкинсон уехал в Фивы, жил там и скопировал много надписей с великих памятников с 1821 по 1833 г. Его называют «отцом египетской археологии», и некоторые из его трудов в наше время еще являются признанным авторитетом. В 1842 г. немецкий ученый Лепсиус написал научный труд о египетской археологии. С тех пор эти исследования выросли до неимоверных размеров. Большое обилие клинописных надписей древней Вавилонии и иероглифических надписей древнего Египта было найдено в Палестине. Этот факт стал одной из основ критической теории о том, что многие книги Ветхого Завета были написаны значительно позже событий, о которых они рассказывают, и, таким образом, они основаны только на устной традиции. Существует немало причин, почему еврейские цари не увлекались созиданием памятников с описанием их доблести и славы, как это делали другие. Но в последнее время появилось много свидетельств того, что евреи были «письменным» народом. Сихем. Здесь Сэллин обнаружил хананейские клинописные таблички с надписями доизраильского периода, личные документы, свидетельствующие о знании и способности простого народа писать. Ранняя алфавитная рукопись. В одном из семитских храмов, в Свербите, около бирюзовых рудников в Синае, сэр Флиндерс Петри в 1905 г. нашел вместе с египетскими иероглифическими письменами надпись на раннем алфавитном языке, датируемом приблизительно 1800 г. до Р. X. Здесь когда-то Моисей прожил 40 лет. Эта надпись была сделана за 400 лет до Моисея. Гезер. В 1929 г. в Гезере Гарстанг нашел ручку от кувшина, периода 2000 - 1600 гг. До Р. X., с буквами синайского письма, и это доказывает, что синайский алфавит был уже тогда распространен в Палестине. Вефсамис (Бет-шемеш). Здесь профессор Е. Грант из Гарвардского колледжа, находясь в 1930 г. с археологической экспедицией, нашел фрагмент глиняного кувшина, употребляемого для заметок приблизительно в 1800 г. до Р. X., на котором было пять строчек семитской алфавитной надписи, схожей с синайским алфавитом. Лахис. В 1934 г. здесь Д. Л. Старкей, член археологической экспедиции Уэлкома, нашел расписанный кувшин, датируемый 1500 г. До Р. X., с такой же синайской алфавитной надписью. Лахис был одним из городов, которые Иисус Навин разрушил в то время, когда «остановилось солнце», и на этом месте найдена книга, написанная на глиняном горшке в городе, перед тем, как он был разрушен Иисусом Навином. Рас-Шамра (Угарит). Портовый финикийский город, расположенный севернее Сидона. Связующий Евфрат со Средиземным морем. Здесь встречались и смешивались разные цивилизации. В 1929 г. и позже французская экспедиция обнаружила храмовую библиотеку, школу для писцов, нечто подобное богословской семинарии, в которой найдено много разных табличек со словарями и справочниками на восьми языках: вавилонском, еврейском, египетском, хеттском, шумерском и на неизвестных нам языках. Написаны они были синайским письмом и алфавитом из 27 букв, который существовал гораздо раньше, чем другие известные нам алфавиты. Многие из них датируются серединой второго тысячелетия до Р. X. Богазкей, в Малой Азии, был ранним хеттейским центром. Здесь была найдена библиотека из клинописных и других табличек, систематизированных и разложенных в отдельные ящики, на шумерском, аккадском, хеттском, мидийском и других языках, с некоторыми табличками на двух языках - клинописном и хеттейском. Из всего этого видно, что письменность была общеизвестна в Палестине, Синае, Сирии и Финикии за столетия до Моисея. Д-р В. Ф. Олбрайт, выдающийся авторитет по палестинской археологии, говорит: «Только несведущие люди могут теперь говорить, что грамотность (в различных формах) не была известна в Палестине и в ближайших районах в течение второго тысячелетия до Р. X. Поэтому нет оснований думать, что события, описанные в древнейших книгах Библии, не были записаны их современниками.
Почему же эти записи затерялись, когда такое обилие египетских и вавилонских записей сохранилось? А это по той причине, что эти записи были на непрочном материале, таком как папирус и пергамент. Все записи в Египте, которые были сделаны на папирусе, пергаменте, за малым исключением, тоже погибли. Некоторые думают, что первоначально Пятикнижие было записано клинописным письмом на табличках, а позже переведено на древнееврейский язык и переписано на пергамент. Десять заповедей, которые легли в основу всего закона, были первоначально написаны на камнях, однако все остальное - в «книгах» (Исх. 17:14). Таким образом, евреи очень рано начали пользоваться пергаментом и папирусом, на которые они переписывали тексты со старых и изношенных оригиналов. Библия и Наука
- библейские открытия, находки, раскопки.
Вся история - от сотворения мира до наших дней. Все важнейшие библейские события. Христианские научно-документальные фильмы, подтверждающие Библию. Мнения ученых и находки археологов. |